Новости. Архив

сен 15, 2017

16 октября — 16 февраля 2014

Крупнейший проект нового выставочного сезона Третьяковской галереи посвящен творчеству Наталии Сергеевны Гончаровой (1881–1962) – самой знаменитой русской художницы, одной из наиболее ярких фигур в искусстве ХХ века. Настоящая выставка, сопоставимая по полноте с открывшейся ровно 100 лет назад масштабной персональной выставкой Гончаровой 1913 года, призвана показать лучшие, эталонные произведения разных периодов и направлений, создать целостное представление о творческом пути одного из самых значимых мастеров авангарда.

Автопортрет с желтыми лилиями. 
1907–1908 В экспозиции около 400 экспонатов 1907–1959 годов: живописные работы, эскизы к знаменитым спектаклям "Русских сезонов" в Париже, наброски костюмов и тканей для Домов моды, редкие книжные иллюстрации. В состав выставки вошли произведения из собрания Третьяковской галереи, обладающей уникальной по количеству и качественному составу коллекцией работ Гончаровой, а также из 23 отечественных и зарубежных музеев и частных собраний. Среди западных партнеров проекта – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей современного искусства города Парижа, Музей моды Гальера (Париж), Музей Людвига (Кельн), Стеделийк-музей (Амстердам), "ABA Gallery" (Нью-Йорк). Подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялось в нашей стране.
В истории искусства Н.С.Гончаровой принадлежит особая роль: усвоив уроки французских художников – В.Ван Гога, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо, она отстаивала национальные истоки русского авангарда. В его основе – связь с художественной традицией восточно-христианского мира и допетровской Руси: иконописью, деревянной скульптурой, лубком. Гончарова искала вдохновение в формах народного примитива и древних культур, видя движение в будущее через погружение в прошлое. В 1913 году она декларировала своеобразие своего пути: "Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени…, мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку". Выбор между Востоком и Западом, давший название настоящей выставке, во многом определил не только творческие поиски, но и судьбу Гончаровой: покинув родину в 1915 году для оформления "Русских балетов" С.П.Дягилева, она до конца своих дней осталась жить в Париже.

Рябина. Панино, близ Вязьмы. 
1907–1908 Н.С.Гончарова родилась и выросла в Тульской губернии в поместье архитектора и математика С.М.Гончарова, внучатого племянника Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Детские годы определили глубинную связь Гончаровой с народным миропониманием и культурой, повлияли на ее самобытное декоративное дарование. Она довольно поздно осознала себя художником, лишь к двадцати годам (1901) решив поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры.
В училище Гончарова встретилась с М.Ф.Ларионовым (1881–1964). Эта встреча стала важнейшим событием в ее творческой и личной жизни. Ларионов, признанный лидер молодых художников, первым отметил редкое чувство цвета Гончаровой, указал на ее призвание живописца, стал ее наставником и спутником жизни. Союз Ларионова и Гончаровой – особый творческий феномен. Через всю жизнь они прошли вместе, вдохновляя и поддерживая друг в друге стремление к новаторству. Резкая смена стилей, стремительные переходы от фигуративных к беспредметным формам, "всёчество", апроприация пластического своеобразия художников-современников стали характерной особенностью искусства Гончаровой.
Выставка отражает характер творчества и судьбы Гончаровой. Экспозиция включает три пространственные зоны. Две из них представляют фигуративную живопись и графику; эти зоны можно озаглавить словами М.Цветаевой: "Россия" и "После-России". Третий раздел экспозиции посвящен лаборатории новых художественных форм: кубизму, лучизму, футуризму, беспредметным композициям. Каждая из зон членится на тематические разделы своеобразными лучами-выгородками (пространственная аллюзия, отсылающая к лучизму Ларионова-Гончаровой).
Русский период творчества Гончаровой (1907–1915) представлен жанрами, наиболее важными в период ее художественного самоопределения: это пейзаж и натюрморт, в которых она непосредственно обращается к работе с натурой. Новый этап – "крестьянский цикл" и одно- и многочастные религиозные композиции, в которых выразилась национальная эстетическая программа Гончаровой. Кульминацией этого периода стали два этапных живописных цикла на сюжет Апокалипсиса – "Сбор винограда" и "Жатва" (оба – 1911).

Завтрак. 1924 Живопись французского периода демонстрирует обращение Гончаровой к новым для нее мотивам и темам. В жанровых работах художница предстает ироничным бытописателем ("Завтрак", 1924). В натюрмортах с конца 1920-х годов ее особенно привлекают цветы магнолии. После поездки в Испанию в 1916 году в работах мастера появился образ "испанки", который постепенно освобождался от этнографических подробностей и приобретал знаковый характер. Центральное место в экспозиции занимает полиптих "Испанки" (1923–1926). Испанская серия демонстрирует эволюцию стиля Гончаровой от позднего декоративного кубизма и ар деко к своеобразной версии неоклассики.
Один из самых увлекательных разделов выставки – зона пластических экспериментов. Перед зрителем предстает наглядная демонстрация идей "всёчества", сформулированных теоретиком авангарда И.Зданевичем. Здесь можно увидеть широкий спектр поисков новых форм – от "лучизм" 1912–1913-х ("Портрет М.Ф.Ларионова", 1913) и 1950-х, кубизма ("Крестьяне, собирающие виноград", 1913–1914) и футуризма 1912–1914-х ("Аэроплан над городом", 1913) до беспредметных композиций 1913–1950-х годов ("Пустота", 1913). Впервые на выставке можно увидеть разнообразие поисков Гончаровой в области абстрактной живописи. Гончарова предстает интернациональным художником, работа которого идет в русле мирового художественного процесса.
Пять композиций "Художественные особенности по поводу павлина" (1910–1911) – апогей стилевого плюрализма, каждая из картин посвящена своему направлению.
В части экспозиции, где представлена книжная иллюстрация, посетители смогут увидеть редкие издания – образцы оформленных Гончаровой в России и во Франции авторских книг.
Особый раздел выставки посвящен театру: здесь экспонируются эскизы для дягилевских спектаклей, принесшие Гончаровой всемирную славу, и лучшие работы позднего периода – оформление балетов "Богатыри" для театра Метрополитен в Нью-Йорке и "Последний романтик" для антрепризы Бориса Князева.

Испанский костюм. 1919 Впервые показаны работы Гончаровой для Домов моды – эскизы костюмов, тканей, ковров. Уникальный экспонат предоставлен парижским Музеем моды Гальера – платье, созданное по эскизу художницы.
На выставке зрителя ждут многие открытия. В экспозицию вошли полотна французского периода, прежде никогда не экспонировавшиеся в Москве, в том числе "Продавщица апельсинов" (1916, Музея Людвига в Кельне). Впервые в России после выставок 1913–1914 годов полностью представлен программный цикл "Жатва" (1911); привлечет внимание декоративный фриз и эскизы оформления парижского особняка С.Кусевицкого (1922); в первый раз после 1926 года воссоединились части полиптиха "Испанки" (1923–1926); одно из центральных мест в экспозиции занимает панно "Осенний вечер. Испанки" (1922–1928), ранее известное исследователям только по каталогу парижского Осеннего салона 1929 года.
Специально к выставке опубликован наиболее полный на сегодняшний день альбом-каталог.
В рамках проекта организована обширная образовательная программа, включающая экскурсии, лекции и встречи с отечественными и зарубежными специалистами. Информацию об этом можно найти не только на основном сайте Третьяковской галереи, но и на сайте выставки http://ngoncharova.tretyakov.ru/, на котором размещены также материалы о специальных проектах.
Выставочный проект станет новым этапом в изучении творчества одной из "амазонок авангарда" и познакомит широкую публику с новаторским искусством выдающейся представительницы рода Гончаровых.
По четвергам экспозицию можно посетить до 22.00 (вход и кассы – до 21.30)

 

Вернуться в начало страницы